Как вырастить малый бизнес на периферии

Что мешает развиваться малому бизнесу в регионах и как достичь успеха в предпринимательстве порталу ЕКЦ рассказала бизнесмен из Оренбурга Татьяна Демина.

О моем опыте предпринимательства меня просят рассказать много и часто. Я выступаю перед студентами,  перед коллегами-предпринимателями, оцениваю бизнес-проекты как эксперт, работаю с бизнесами как налоговый консультант — и тоже рассказываю о своем опыте. Он — безусловно положительный.

В 2001 году мы начинали с маленькой точки по заправке картриджей. Больших финансов в то время не требовалось — московские партнеры предоставили товар в рассрочку и прекрасные условия сотрудничества. Работы было много, а рук мало. Одной из услуг было ксерокопирование. Товар и рекламные объявления я развозила на своей «Оке» — в те времена я была и директором, и бухгалтером, и грузчиком.

Сегодня моя компания является одной из самых крупных в своей нише. Пока — в Оренбургском регионе, но мы ставим задачу по расширению бизнеса (в том числе, с помощью тех возможностей, которые предоставляет интернет-торговля). У нас есть собственные активы, розничная сеть, отлажены бизнес-процессы, устоялся коллектив, «выстроен» бренд. Мой опыт можно ставить в пример.

И все же я крайне осторожно советую молодым коллегам ступать на тернистый путь предпринимательства. На мой взгляд, сегодня достичь результатов, подобных моему, малому бизнесу намного сложнее, чем это было 15 лет назад.

Что мешает бизнесу на периферии развиваться? Факторов много. Отсутствие квалифицированных кадров, конкуренция со стороны крупных компаний, постоянные изменения  законодательства. Я не отношу себя к людям, которые сопротивляются изменениям. Но как бухгалтер убеждена — любые изменения должны быть просчитаны и обоснованы. Сейчас  малое предпринимательство вынимают из зоны комфорта — меняя правила исчисления налогов, усиливая давление со стороны банков, ужесточая административные требования к бизнесу. Чего стоит один новый закон о ККМ. Удержится ли малый предприниматель в своей выручке, если его расходы на бизнес возрастут? Будет ли он пробивать 100% чеков? Узнаем ли мы его реальную выручку? Деньги на введение системы потрачены, а результат? Он не просчитан, а потому весьма сомнителен.

Вопрос с кадрами в регионах тоже стоит очень остро. Для того, чтобы стать федеральной компанией, нужны квалифицированные кадры. Найти такие в Оренбурге с каждым годом становится все сложнее. Это единицы, которые приходится отсеивать буквально по крупицам, холить и лелеять. И все равно предприниматель постоянно готов к тому, что может потерять хороших сотрудников. Специалисты вырастают, уезжают в крупные города — либо открывают собственный бизнес, который, рано или поздно, сталкивается с теми же проблемами.

Вечный спор между предпринимателями и контролирующими органами актуален и сейчас. Несмотря на некоторые законодательные послабления в этой сфере, мы по-прежнему ощущаем давление со стороны контролирующих органов. Сегодня создано огромное количество институтов по защите прав предпринимателей — и в Оренбуржье они работают. Вырастить новых предпринимателей, стимулировать молодежь пойти в бизнес эти институты вряд ли смогут. Но они помогают уже работающим бизнесменам, которые, в свою очередь, своим примером могут пропагандировать развитие бизнеса.

Моя вера в малое предпринимательство тает еще и потому, что как опытный бизнесмен я вижу — для его формирования в регионе нет платформы. Оно ведь зачастую сервисное, обслуживает крупные отрасли. Если не формируется производственный кластер, не поддерживается производство — откуда ему взяться?

Для того чтобы поделиться с начинающими предпринимателями своим опытом и знаниями, я создала блог. С читателями мы говорим о том, что сформировать доходную часть бюджета можно только найдя источники этого дохода — основной и дополнительные. Их нужно создавать и развивать. Управление регионом в современных условиях — тоже, по сути, предпринимательство, в котором будут эффективны те же техники. Формировать источники дохода, диверсифицировать бюджет, создавать благоприятный экономический и инвестиционный климат — сегодня об этом говорят во всех комиссиях на всех уровнях. Но пока, к сожалению, только говорят. В бизнесе  же долго говорить не принято — принято действовать.

Как предприниматель, я понимаю, что  «Оренбуржье — сердце Евразии»  может стать не просто красивым слоганом. Мы граничим с Казахстаном, находимся на одинаковом удалении от Москвы и Новосибирска, а также от крупных административных центров. Не случайно именно Оренбург стал центром региональной авиации. Уникальное территориальное положение, развитая сеть автодорог и железнодорожных магистралей позволяют нам пропускать поток товаров из Китая и с одинаковыми издержками отправлять их практически в любой регион страны. Это перспективное направление может и должно работать, но для этого нужно задать ему инерцию. Простроить логистику и координацию, изучить опыт крупных транспортных компаний, создать саму идею развития региона. Разумеется, всех имеющихся проблем это не решит. Но если будет идея и цель — мы увидим перспективу, и работать будет в разы проще. Приедут новые люди, появятся новые возможности и рынки.

И тогда я, опытный предприниматель, со спокойной душой буду не просто делиться опытом. Но и советовать открывать свое дело, помогать молодому бизнесу расти. И первые шаги и большие успехи нового  поколения предпринимателей станут для меня самой большой наградой и признанием.