Министр ЕЭК: Договоры о формировании общих рынков нефти и газа в ЕАЭС должны вступить в силу к 2025 году

© РИА Новости. Борис Бабанов

В странах ЕАЭС сосредоточен огромный совокупный запас энергоресурсов. Рынки должны прийти на смену двусторонним соглашениям между правительствами стран, по которым сегодня происходят поставки энергоресурсов. Позитивный эффект от запуска общего рынка газа ЕАЭС может состоять в снижении оптовых цен для разных категорий потребителей. В нефтяной сфере будут обеспечены свободные поставки нефти и нефтепродуктов, увеличится прозрачность ценообразования. В интервью порталу «Капитал.kz» Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Адамкул Жунусов рассказал о том, на какой стадии сейчас находится создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов на территории стран союза.

—  На какой стадии сейчас находятся проект создания общих рынков нефти и газа в странах ЕАЭС?

— Задача и, скажем так, обязательства по формированию таких рынков сформулированы в Договоре о ЕАЭС, главном документе Евразийского экономического союза. Договор подписывает каждая из стран, вступающая в ЕАЭС. В прошлом году 31 мая главы государств евразийской «пятерки» — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России — утвердили Концепцию формирования общего рынка газа и аналогичный документ по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Однако для запуска общих рынков нужно предпринять ряд дополнительных действий. В первую очередь это разработка Программ по формированию общих рынков энергоносителей. Таким образом, мы максимально конкретизируем обозначенный в Договоре общий вектор развития, поскольку в документах содержится не только концептуальный взгляд на будущее общих рынков, но также цели, задачи и этапность формирования этих рынков.

— Почему процесс выглядит таким образом?

— Поясню, что Евразийская экономическая комиссия как наднациональный орган стран союза, по сути, занимается нормотворческой деятельностью. Соответственно, одна из наиболее важных задач на сегодня — гармонизация законодательства государств ЕАЭС, которым регулируется сфера энергетики. Прежде всего речь идет о гармонизации правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры рынков.

При этом формирование общих рынков энергоресурсов, и это уже одобрено главами стран ЕАЭС, опирается на ряд принципов, включающих развитие конкуренции на общих рынках энергоресурсов, обеспечение рыночного ценообразования, отсутствие препятствий при торговле энергоресурсами. А также речь идет о том, чтобы обеспечить развитие транспортной структуры и недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств ЕАЭС. Одним словом, это очень масштабный проект, существенный объем работы и комплекс задач. Притом что мы имеем различия в нормативной базе стран ЕАЭС, в структуре рынков этих отраслей в разных странах интеграционного объединения.

Кроме того, комиссия ведет большую работу по разработке технических регламентов, которые унифицируют стандарты в сфере ТЭК, что также создает условия для запуска общих рынков энергоресурсов. Например, в этом году предполагается доработать проект техрегламента союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов». Он нужен для того, чтобы обеспечить доступ к газотранспортным системам государств ЕАЭС.

— Что, как предполагается, даст участникам рынков их создание?

— Как считают некоторые эксперты, период высоких цен на нефть и газ безвозвратно прошел. Сложно делать прогнозы, посмотрим. Но сегодня даже непосвященные в специфику топливно-энергетического комплекса люди очень активно следят за ценами на нефть, газ, валюту и гадают, сколько будут стоить продукты в магазинах, потому что усматривают определенную зависимость.

Если смотреть на ситуацию на макроуровне, топливно-энергетический комплекс государств союза — это мощный интеграционный потенциал, способный стать локомотивом интеграции в ЕАЭС. В странах-партнерах сосредоточен огромный совокупный запас энергоресурсов (примерно 1/5 мировых запасов природного газа и 7% мировых запасов нефти). При этом они в основном сосредоточены в России и Казахстане. Не менее важной составляющей является наличие в странах ЕАЭС взаимосвязанных объектов энергетической инфраструктуры, созданной как часть единой энергетической системы бывшего СССР. Значимость энергокомплекса также определяется значительной долей ТЭК в ВВП и промышленном производстве государств-членов — 1/6 совокупного ВВП и 1/3 промышленного производства соответственно.

— Если рассматривать программу по рынку газа, каковы ее основные параметры?

— В основе проекта по созданию общего рынка газа лежит идея развития организованной биржевой торговли газом и обеспечения равного доступа к торгам всех участников рынка. Это позволит создать конкурентные условия для них, обеспечить прозрачность ценообразования. На общем рынке газа союза будут действовать все участники оптовых рынков государств — членов Союза и будет обеспечиваться транспортировка и поставка газа, как по прямым договорам, так и на биржевых торгах в требуемых объемах и направлениях.

Комиссия ведет сегодня детальную проработку вопроса создания межгосударственной биржи, осуществляющей торговлю газом в рамках общего рынка газа союза. Также обсуждается формирование органов координации общего рынка газа союза, их функции и задачи. Предполагается введение единых правил доступа к газотранспортным системам, введение прозрачных механизмов распределения свободных мощностей этих систем, правил взаимной торговли газом, а также гармонизации законодательства государств-членов в этой сфере. При этом сроки подготовки программы в Договоре о ЕАЭС обозначены достаточно сжатые. Но, несмотря на большой объем работы, мы очень рассчитываем, что сможем вынести такую программу на рассмотрение органов Союза уже летом 2017 года.

— А по рынку нефти и нефтепродуктов?

— Евразийская экономическая комиссия ведет разработку Программы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Мы приступили и к разработке единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств ЕАЭС, включая определение технических возможностей транспортировки по действующей системе.

Для качественной проработки всех этих направлений планируется организовать экспертные обсуждения, что-то вроде популярных сегодня think tank с участием представителей государственной власти, научного сообщества и бизнеса. Это позволит сделать проект программы отвечающим запросам широкого круга участников рынка.

— Какова позиция стран — потенциальных участников рынков нефти и газа?

— Позиция стран в целом, на наш взгляд, сводится к тому, что такую работу все считают крайне важной. В том числе исходя из целей и задач, которые призваны решить проекты по созданию общих рынков энергоресурсов. Как вы понимаете, это ведь еще и тема повышения энергетической безопасности государств ЕАЭС, обеспечения надежности, доступности и качества энергоснабжения их потребителей.

— К какому сроку рынки должны быть созданы, когда начнут функционировать?

— Речь идет о крайне чувствительных рынках, с различными особенностями регулирования в странах, множеством интересов крупных бизнес-структур и так называемых «национальных чемпионов» с точки зрения удельного веса в экономике и степени влияния на них. Так или иначе ключевой документ для ЕАЭС — это Договор о ЕАЭС. В нем обозначено, что Программа формирования общего рынка газа союза должна быть разработана и утверждена на уровне президентов стран союза до 1 января 2018 года. Срок выполнения мероприятий этой программы — до 1 января 2024 года. Затем государства — члены ЕАЭС заключат международный договор в рамках союза о формировании общего рынка газа. В документе будут обозначены и единые правила доступа к газотранспортным системам, которые расположены на территориях государств ЕАЭС. Это обеспечит вступление такого международного договора в силу не позднее 1 января 2025 года. Поясню, что сегодня поставки энергоресурсов, включая газ, нефть и нефтепродукты, происходят на основании двусторонних соглашений между странами ЕАЭС.

Ситуация по общему рынку нефти и нефтепродуктов, если мы говорим о сроках, в целом такая же. Предполагается три этапа, Договором о ЕАЭС предусмотрено, что программа по этому проекту должна быть утверждена до 1 января 2018 года. На втором этапе (2018-2023 годы) предстоит выполнение мероприятий такой программы, разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов ЕАЭС. Перечень мероприятий, «зашитых» в этом проекте, должен быть реализован до 1 января 2024 года. Далее, на завершающем этапе, речь идет о заключении и вступлении в силу международного договора в рамках союза о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов союза, содержащего в том числе единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов. Такой договор должен вступить в силу не позднее 1 января 2025 года. То есть он опять же придет на смену двусторонним соглашениям между правительствами стран. В этом смысле логика и идеология сейчас такая же, как и в части поставок газа.

Так что этот год с точки зрения подготовки нормативной базы для запуска общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов будет если не решающим, то очень насыщенным. При этом, подчеркиваю, мы открыты для обсуждения спектра возможных конфигураций для реализации поставленных задач.


Источник: Капитал.kz