ОДКБ: новые вызовы и перспективы развития

Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года).

Основными целями Организации Договора о коллективной безопасности, согласно ее уставу, являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств — членов организации, при этом приоритет в достижении целей отдается политическим средствам.

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства — участники организации проводят совместные консультации с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников, и все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 устава ООН.

Несмотря на то что в уставе ОДКБ предусмотрены военные меры реагирования на внешние угрозы, в настоящее время она, по мнению экспертов, является в большей степени политической организацией. России, в частности, членство в ОДКБ позволяет очертить сферу своих геополитических интересов, обозначить круг стран, для защиты которых она готова применять свои вооруженные силы.

Организация реагирует исключительно на внешние угрозы безопасности и суверенитету стран-участников, не вмешиваясь при этом во внутренние политические процессы и политическую жизнь государств

«ОДКБ — это организация, в рамках которой Россия взяла на себя обязательства защищать своих союзников, потому что понятно, что, допустим, армии среднеазиатских государств, да и всех остальных, практически самостоятельной ценности из себя как военная сила не представляют. С этой точки зрения ОДКБ на сегодня является не столько военной организацией, хотя она в общем позиционируется как военная, сколько организацией политической», — считает Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования.

Согласно стратегии ОДКБ, организация реагирует исключительно на внешние угрозы безопасности и суверенитету стран-участников, не вмешиваясь при этом во внутренние политические процессы и политическую жизнь государств. Однако в последнее время едва ли не большую угрозу для безопасности государств представляет не открытая военная агрессия, а организация так называемых цветных революций, которые провоцируются комплексом политических, информационных, коммуникационных и морально-психологических методов воздействия, применяемых геополитическими противниками России и ее союзников. По оценкам экспертов государств — членов ОДКБ, опасность цветных революций выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности.

Так, происходящие на Украине события обозначили высокий уровень  опасности современных западных информационных технологий для России и ее союзников по ОДКБ. По мнению исполнительного директора политологического центра «Север — Юг» Алексея Власова, большая часть угроз для безопасности стран формируется изнутри системы при финансовой и организационной поддержке внешних сил. «Все эти факторы в создании системы евразийской безопасности надо, безусловно, учитывать», — отмечает эксперт.

Николай Бордюжа

Хотя Украина и не является членом ОДКБ, политический кризис в стране не может не создавать угроз безопасности государств — членов организации. Однако, по мнению генсека ОДКБ Николая Бордюжи, высказанному на круглом столе 10 апреля в Минске, организации не следует вмешиваться в ситуацию. «Мы не распространяем на нее свое влияние и не можем воздействовать на то, что происходит там», — сказал Бордюжа. «Западные спонсоры цветных революций продолжают идти проторенным путем, выбирая для подготовки очередной социальной встряски регионы и государства, расположенные на постсоветском пространстве, на базе которых можно создать плацдарм для последующего экспорта нестабильности», — отметил при этом генеральный секретарь ОДКБ.

Перед ОДКБ же в настоящее время стоит задача сформировать позитивный имидж организации на национальном и международном уровне, используя систему публичной дипломатии

В то же время основные геополитические противники России и ОДКБ — США и НАТО — активно внедряют новые подходы к реагированию на невоенные вызовы, в том числе и за счет привлечения технологий «мягкой силы». Так, в 1990-х годах для подготовки общественного мнения стран НАТО и восточноевропейских государств к расширению блока на восток была выбрана активная публичная дипломатия.

Перед ОДКБ же в настоящее время стоит задача сформировать позитивный имидж организации на национальном и международном уровне, используя систему публичной дипломатии. По мнению эксперта НИУ ВШЭ Павла Родькина, необходимо создать новый образ ОДКБ и России как ее участницы с привлечением современных инструментов (дизайн, массовая культура, брендинг, маркетинг). «Россия может стать драйвером создания нового образа страны, и Евразийского союза, и ОДКБ, имиджевый образ которой в настоящее время, к сожалению, в отличие от того же НАТО, очень аморфный, непонятный», — отмечает эксперт.

На сегодняшний момент в рамках ОДКБ действует объединенная система ПВО России и Белоруссии, создается российско-армянская региональная система ПВО.

В связи с последними событиями на Украине НАТО приняло решение увеличить свое военное присутствие в Восточной Европе, одобрив пакет мер по укреплению обороноспособности восточных союзников. Как отметил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, планируется увеличить число вылетов самолетов для воздушного патрулирования в Балтийском регионе и разместить корабли союзников в Балтийском море, восточной части Средиземноморья и в других местах. Кроме того, уже сейчас количество бронетехники блока НАТО в Европе в разы превышает число бронемашин, которыми обладает Россия.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа однако сообщил, что система ПВО Белоруссии способна при необходимости защитить государства — члены ОДКБ на Западе. Подобные системы ПВО также формируются в Центрально-Азиатском регионе и на Кавказе. «Это суть нашей деятельности в ОДКБ: создание систем, которые бы обеспечивали в полном объеме стабильность и безопасность наших государств. Это происходит и в системе ПВО, и в системе наземных коллективных сил, и в системе противодействия информационным атакам, по ряду других направлений», — отметил генсек ОДКБ.

Российские военные базы, в частности в Армении, Казахстане, Таджикистане, в случае необходимости могут поддержать военную операцию в том или ином регионе.

В соответствии с Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества государств — членов ОДКБ организована поставка союзникам вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. За 10 лет его реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Значительную часть поставок составляют современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется военно-экономической кооперацией в формате ОДКБ, в рамках которой предусмотрено выполнение совместных программ НИОКР, модернизация вооружений и военной техники с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий.

Кроме того, государствами — членами ОДКБ проводится совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в Российской Федерации зачисляется: в военные вузы — до 1 тыс. граждан государств-членов, в правоохранительные и гражданские вузы — до 100 человек.

Также в военную (силовую) составляющую организации входят коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и миротворческие силы, региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточно-Европейского региона, объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона.

В коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (более 20 тыс. человек личного состава), созданные в 2009 году, входят высокомобильные контингенты вооруженных сил государств-членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. Они способны решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Международные оперативно-тактические учения «Гром-2012»

Регулярно проводятся совместные учения коллективных сил стран — членов организации, в том числе «Нерушимое братство», «Взаимодействие», «Рубеж», «Кобальт», «Гром».

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тыс. человек личного состава).

ОДКБ сотрудничает с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, «Планом Коломбо», Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ. Представители секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений.

В 2010 году были приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования организации, которая была дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Также для органов ОДКБ и государств-членов был разработан и апробирован алгоритм оперативного предоставления материально-технической и гуманитарной помощи, оказания информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп.

Для ОДКБ было бы целесообразно устанавливать контакты и с другими международными организациями (как в Азиатском регионе, так и в других направлениях), которые специализируются на вопросах безопасности

Помимо деятельности, направленной на сотрудничество с членами ОДКБ, организация намерена активизировать взаимодействие с Китаем, Афганистаном. По мнению Николая Бордюжи, для ОДКБ было бы целесообразно устанавливать контакты и с другими международными организациями (как в Азиатском регионе, так и в других направлениях), которые специализируются на вопросах безопасности.

ОДКБ в настоящее время отработан план по противодействию вызовам из Афганистана после 2014 года с окончанием действия мандата Организации Объединенных Наций, выданного США и странам НАТО на проведение антитеррористической операции в Афганистане. Ведётся работа по усилению силового потенциала, особенно сил быстрого реагирования, которые могут при необходимости оперативно вмешаться в ту или иную ситуацию, создаются новые элементы силового потенциала, такие как коллективные авиационные силы и силы специальных операций.

***

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

15 мая 1992 года в Ташкенте главами шести государств СНГ — России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана — был подписан Договор о коллективной безопасности. В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года — Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе: «в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

При этом если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников, и все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьёй 51 устава ООН.

В апреле 1999 года протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан.

В июне 2012 года Узбекистан направил в секретариат ОДКБ ноту о приостановлении своего участия в деятельности организации. Ранее Узбекистан уже выходил из состава организации: в 1999 году Ташкент отказался продлить договор, однако в августе 2006 года государство восстановило членство в ОДКБ. 19 декабря 2012 года на сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение приостановить членство Узбекистана в организации.

7 октября 2002 года в Кишинёве принят устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим угрозам.

Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. Председателем СКБ является глава председательствующего в организации государства.

Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств — членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов.

В соответствии с договорённостью глав государств с 2008 года все сессии СКБ проходят в Москве. В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, генеральный секретарь организации и приглашённые лица.

Генеральный секретарь организации является высшим административным должностным лицом организации и осуществляет руководство секретариатом организации, назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен СКБ. С 28 апреля 2003 года эту должность занимает Николай Бордюжа.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств — членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный совет при организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются секретариат и объединённый штаб организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств — членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» и операция по борьбе с нелегальной миграцией «Нелегал». В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция «ПроКСИ» («Противодействие криминалу в сфере информации»).

Мария Малиновская