Китай: сдержанное одобрение процесса создания Евразийского экономического союза

© РИА Новости. Александр Вильф
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который войдут Белоруссия, Россия и Казахстан, а в перспективе Киргизия и Армения, должен быть создан к 1 января 2015 года. Договор о его создании планируется представить на подписание на саммите в Астане уже 29 мая текущего года. Россия традиционно является одним из наиболее сильных игроков в Центральной Азии, однако Китай, активно взаимодействующий с государствами этого региона, может стать серьезным конкурентом РФ. В настоящее время КНР занимает выжидательную позицию по отношению к процессу евразийской интеграции, однако препятствовать созданию ЕАЭС не планирует, уверены эксперты.

Как евразийские амбиции России согласуются с интересами Китая

Евразийский экономический союз, который станет реальностью уже в 2015 году, призван укрепить геостратегическое влияние России на постсоветском пространстве, усилить влияние в западной части Атлантического океана, а также ускорить процесс вхождения в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот проект подразумевает в основном экономическую интеграцию, однако есть вероятность, что в будущем союз станет серьезной политической и военной силой. Планы России по углублению сотрудничества со странами региона могут войти в противоречие со стратегическими интересами Китая, который также заинтересован в расширении своего влияния в Центральной Азии.

В настоящее время КНР относится к стремительному развитию процесса евразийской интеграции с изрядной долей настороженности, считает исполнительный директор политологического центра «Север — Юг» Юлия Якушева. По мнению эксперта, приближение воплощения идеи ЕАЭС в жизнь ставит Китай перед необходимостью выработки эффективной и максимально выгодной для страны стратегии взаимодействия с новым интеграционным объединением в центре евразийского континента.

Для России в связи с серьезным охлаждением отношений со странами ЕС и США, которые посчитали аннексией присоединение полуострова Крым к РФ, и введением против нее санкций стало особенно актуальным смещение вектора экономических интересов на восток, в частности, в регион Центральной Азии.

При этом РФ не может не считаться с КНР, одной из крупнейших экономик в мире, которая, по последним прогнозам, может опередить США уже в 2014 году, заняв первое место. В настоящее время ожидается серьезное экономическое сближение РФ и КНР. Страны близки к подписанию соглашения о поставках российского газа — газовое соглашение, возможно, будет подписано уже в ходе предстоящего в мае визита в КНР президента России Владимира Путина.

Россия и Китай, по мнению заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Владимира Евсеева, будут иметь достаточно возможностей для согласования своих интересов в Центральной Азии. Эти вопросы могут решаться как в рамках Шанхайской организации сотрудничества, СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), так и на других площадках. «Россия тоже будет учитывать китайские интересы, не будет препятствовать реализации китайских проектов», — считает Евсеев.

ЕАЭС и экономическая зона Великого шелкового пути: точки пересечения

Для Китая, как отмечает Владимир Евсеев, важно, чтобы процесс создания ЕАЭС не препятствовал его собственному проекту — развитию экономической зоны Шелкового пути, идею формирования которой озвучил президент КНР Си Цзиньпинь в сентябре 2013 года в ходе визита в Астану. По словам президента республики, эта новая модель сотрудничества может способствовать укреплению экономических связей и сотрудничества в зоне древнего Великого шелкового пути для расширения пространства развития стран Евразии. Для реализации проекта предполагается расширить и углубить политическое согласование, выработать программы и меры по развитию регионального сотрудничества, расширить строительство единой дорожной сети в рамках ШОС, усилить торговые связи. «В экономической полосе Шелкового пути проживают около 3 млрд человек, созданы огромные торговые рынки. Торгово-инвестиционное сотрудничество имеет большой потенциал. Целесообразно рассматривать адекватную схему упрощения торговли, нацеленную на ликвидацию барьеров, снижение издержек», — заявил Си Цзиньпин, выступая в Назарбаев-университете в Астане. Также он отметил необходимость увеличения валютных потоков и введения расчетов в национальных валютах.

Китай подчеркивает, что, несмотря на провозглашенные планы по созданию экономической зоны, страна не стремится к региональному господству

Несмотря на пересечение российских и китайских интересов в Центральной Азии, планы КНР по созданию экономической зоны Шелкового пути не должны стать помехой созданию ЕАЭС. «Китай не собирается противостоять созданию Евразийского союза. Китай в общем-то это не беспокоит, особенно в свете его проекта — экономической зоны нового Шелкового пути», — считает Евсеев. Китай подчеркивает, что, несмотря на провозглашенные планы по созданию экономической зоны, страна не стремится к региональному господству. «Выдвинутая Китаем новая концепция не ущемляет интересы России», — отмечается в статье «Экономический пояс Шелкового пути — какими конкурентными преимуществами обладает Китай в Центральной Азии», опубликованной в октябре 2013 года в китайском издании «Жэньминь жибао».

В отношении Киргизии или Казахстана, которые будут участвовать в обоих проектах, Китай, по мнению Владимира Евсеева, рассчитывает на то, что достаточно серьезная зависимость этих государств от него позволит стране защитить собственные национальные интересы.

Нефтегазовые отрасли центральноазиатских экономик, как считает Якушева, уже в значительной степени вписаны в систему китайских экономических интересов. Так, Китай и Туркменистан подписали официальное соглашение о строительстве расширенного трубопровода между Туркменией и китайским Синьцзяном, между КНР и Казахстаном заключено соглашение о приобретении Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 8,33% нефтяного месторождения Кашаган. В 2009 году КНР совместно с Казахстаном, Туркменией и Узбекистаном открыли газопровод Туркмения — Китай, по которому, после того как он был расширен, могут проходить около 40 млрд кубометров газа в год. Однако Туркменистан и Узбекистан, которые, как планируется, войдут в зону Шелкового пути, не участвуют в ЕАЭС.

Как сообщил глава российского МИДа Сергей Лавров в интервью газете «Чайна дейли», Россия и Китай планируют запустить двусторонний экспертный диалог по инициативе создания экономической зоны Шелкового пути. «Россия уделяет большое внимание всем инициативам, исходящим от ее стратегического союзника и хорошего друга», — заявил Лавров, отметив, что основная задача проекта — содействовать коллективному развитию обширного пространства, включающего в себя ряд регионов от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии до Кавказа и Центральной и Восточной Европы. Лавров подчеркнул, что для реализации этой задачи потребуются совместные усилия всех заинтересованных государств на основе взаимного учета интересов.

Сотрудничество России и Китая — залог стабильности в Евразии  

Создание ЕАЭС отчасти даже выгодно Китаю, в том смысле, что интеграция евразийских стран будет способствовать укреплению стабильности в регионе как в сфере экономики, так и в сфере безопасности, что позволит как участникам проекта, так и КНР повысить эффективность сотрудничества. «Помощь партнеру в воплощении его стремлений, основанная на принципе взаимопонимания, также позволяет создать благоприятные условия для собственного развития и заложить фундамент для реализации намеченной стратегии», — отмечается в статье «Китай с одобрением смотрит на планы России по созданию Евразийского союза» китайской газеты «Хуаньцю шибао», опубликованной в июле 2013 года.

Вместе с тем единое таможенное пространство в зоне ЕАЭС может стать препятствием для реализации китайских интересов в Азии. «Появление барьеров и ограничений для доступа китайских товаров на рынки государств — членов ЕАЭС — достаточно неприятное для Китая последствие евразийской интеграции», — отмечает Якушева. В связи с этим, по мнению эксперта, стратегия Пекина будет направлена на максимальное углубление сотрудничества с Евразийским союзом.

Cотрудничество с Россией даст Китаю возможность сдерживать амбиции Соединенных Штатов Америки по усилению своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В Китае понимают, что, в отличие от американской политики возвращения в Азиатско-Тихоокеанский регион, одной из задач которой является сдерживание КНР, политика России не направлена против него. В последнее время стало очевидно, что США намерены активно сотрудничать с соседями Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, поддерживая их позиции в территориальных спорах с КНР. Так, США выразили поддержку японской стороне в споре с КНР по поводу территориальной принадлежности островов Дяоюйдао (Сенкаку). Президент США Барак Обама в ходе апрельской поездки по странам АТР высказался за включение группы островов в совместный договор о безопасности между США и Японией от 1960 года, а также подписал с Филиппинами соглашение, которое фактически возобновляет американское военное присутствие в этой стране. В связи с этим становится ясно, что сотрудничество с Россией даст Китаю возможность сдерживать амбиции Соединенных Штатов Америки по усилению своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Создание в перспективе нового мирового полюса силы в противовес США интересно Китаю», — отмечает Юлия Якушева.

Посторонним В…

Несмотря на то что сотрудничество Китая и России в самых разнообразных сферах на базе различных организаций может быть очень выгодным для обеих стран, вхождение КНР в Евразийский экономический союз было бы крайне нежелательным для РФ. «Вхождение Китая означает, по сути, поглощение этой организации Китаем», — считает Владимир Евсеев. Экономика Китая в пять раз больше российской, не говоря уже об остальных странах — членах проекта ЕАЭС, поэтому участие Китая в организации было бы для нее разрушительным. «Свободный доступ китайских товаров на евразийский рынок, безусловно, выгоден для КНР, но губителен для стран — участниц ЕАЭС», — отмечает Юлия Якушева, подчеркивая, что этот сценарий противоречит основной цели евразийской интеграции — повышению конкурентоспособности национальных экономик. Кроме того, как напоминает эксперт, России, Казахстану и Белоруссии необходима модернизация экономики, в то время как Китай не производит новые технологии и инновации, а закупает их за рубежом, что говорит против вхождения КНР в организацию.

Мария Малиновская